Адаптация условий учебной деятельности курсантов в соответствии с особенностями профессиональных функций по тушению пожаров

Авторы

  • Алексей Васильевич Ермилов Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»; 153040, Россия, Иваново, пр-т Строителей, 33 https://orcid.org/0000-0002-0157-7712
  • Сергей Николаевич Никишов Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»; 153040, Россия, Иваново, пр-т Строителей, 33 https://orcid.org/0000-0002-1845-5009
  • Максим Олегович Баканов Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»; 153040, Россия, Иваново, пр-т Строителей, 33 https://orcid.org/0000-0002-5427-8767

DOI:

https://doi.org/10.33408/2519-237X.2022.6-3.361

Ключевые слова:

курсант, учебная деятельность, профессиональная деятельность, профессиональная среда, профессиональная подготовка, ситуационная задача, деструктивные события, становление личности

Аннотация

Цель. Учебно-воспитательный процесс образовательной организации высшего образования МЧС России обязан максимально приближать учебную деятельность курсантов к профессиональной на месте пожара с учетом сохранения жизни и здоровья обучающегося, а также требований нормативных правовых актов Российской Федерации. Данный аспект определяет необходимость выделить компоненты, которые будут лежать в основе учебной деятельности курсантов на объектах базы практики, а также разработки сценариев для визуализации профессиональной деятельности в среде специального программного обеспечения.

Методы. В качестве методов исследования применялся анализ специальной литературы, профессиональной деятельности сотрудника МЧС России на месте вызова, а также компонентов профессиональной среды.

Результаты. Выделены требования к организации учебной деятельности курсантов по профессиональному назначению: профессиональная подготовка, определяемая операциональными действиями сотрудника МЧС России в соответствии с содержанием этапов боевых действий по тушению пожара; организация учебно-воспитательного процесса в среде, максимально приближенной к реальной; реализация учебной деятельности в строгом соответствии с требованиями нормативных правовых актов МЧС России. На основе вышеуказанных требований разработана модель ситуационной задачи. Решение задачи предусматривает последовательное выполнение 12 этапов. Каждый этап отражает операциональные действия курсантов по тушению пожара с учетом требований нормативных правовых актов МЧС России.

Область применения исследований. Модель ситуационной задачи может лежать в основе моделирования профессиональной деятельности на учебных местах, представляющих модель объекта экономики в реальную величину, а также сценария специального программного обеспечения для ЭВМ. Этапы решения задачи позволяют оценить уровень профессиональной подготовленности курсантов с целью своевременной корректировки учебно-воспитательного процесса.

Биографии авторов

Алексей Васильевич Ермилов, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»; 153040, Россия, Иваново, пр-т Строителей, 33

учебно-научный комплекс «Пожаротушение», кафедра пожарной тактики и основ аварийно-спасательных и других неотложных работ, доцент; кандидат педагогических наук, доцент

Сергей Николаевич Никишов, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»; 153040, Россия, Иваново, пр-т Строителей, 33

учебно-научный комплекс «Пожаротушение», кафедра пожарной тактики и основ аварийно-спасательных и других неотложных работ, начальник кафедры; кандидат технических наук

Максим Олегович Баканов, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»; 153040, Россия, Иваново, пр-т Строителей, 33

учебно-научный комплекс «Пожаротушение», начальник учебно-научного комплекса; кандидат технических наук, доцент

Библиографические ссылки

Bulgakov V.V. Formirovanie psikhologicheskoy ustoychivosti pozharnykh k negativnym usloviyam professional'noy deyatel'nosti [Formation of firefighters’ psychological stability to negative professional conditions]. Psychopedagogy in Law Enforcement, 2020. Vol. 25. No. 3(82). Pp. 246–253. (rus). DOI: https://www.doi.org/10.24411/1999-6241-2020-13001. EDN: https://www.elibrary.ru/ROILEF.

Bulgakov V.V. Formirovanie professional'nykh umeniy i navykov, fizicheskikh i psikhologicheskikh kachestv pozharnykh [Formation of professional skills, physical and psychological qualities of firefighters]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2019. Vol. 1, No. 3 (60). Pp. 105–120. (rus). DOI: https://www.doi.org/10.24411/2224-0772-2019-10021. EDN: https://www.elibrary.ru/YLHVSO.

El'konin B.D. Sovremennost' teorii i praktiki uchebnoy deyatel'nosti: klyuchevye voprosy i perspektivy [Modern Era of the Theory and Practice of Learning Activity: Key Issues and Perspectives]. Psychological Science and Education, 2020. Vol. 25. No. 4. Pp. 28–39. (rus). DOI: https://www.doi.org/10.17759/pse.2020250403. EDN: https://www.elibrary.ru/KHQGXM.

Pronenko E.A., Bunyaeva M.V. Osobennosti smyslovykh protsessov i yavleniy v komandnom vzaimodeystvii [Characteristics of meaning processes and phenomena in team interaction]. Russian Psychological Journal, 2019. Vol. 16, No. 1. Pp. 32–51. (rus). DOI: https://www.doi.org/10.21702/rpj.2019.1.2. EDN: https://www.elibrary.ru/JJKACJ.

Mardakhaev L.V. Pedagogika sredy zhiznedeyatel'nosti v social'nom formirovanii cheloveka [Pedagogy living environment in the social formation of man]. CITISE, 2016. No. 4 (8). (rus). EDN: https://www.elibrary.ru/WNIDNF.

Mardakhaev L.V., Makarenko V.S. Sotsiokul'turnaya sreda voennogo vuza v formirovanii aktivnoy pozitsii zashchitnika otechestva [The Sociocultural Circle of the Military of Higher Education Institution in Formation of the Active Position of the Defender of the Fatherland]. Uchenye zapiski Rossiyskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta, 2015. Vol. 14, No. 4 (131). Pp. 126–132. (rus). DOI: https://www.doi.org/10.17922/2071-5323-2015-14-4-126-132. EDN: https://www.elibrary.ru/VAXGNL.

Shoygu Yu.S., Pyzh'yanova L.G. Prognozirovanie i upravlenie sotsial'no-psikhologicheskimi riskami vo vremya chrezvychaynoy situatsii [Forecasting and managing social and psychological risks during an emergency] Moscow University Psychology Bulletin, 2011. No 4. Pp. 76-83. (rus). EDN: https://www.elibrary.ru/OQQWMJ.

Germatskaya E.I. Otsenka urovnya razvitiya otdel'nykh professional'no znachimykh psikhologicheskikh kachestv budushchikh spetsialistov ekstremal'nykh professiy [Evaluation of the development level of several professionally significant psychological qualities of future specialists in extreme professions] Journal of Civil Protection, 2020. Vol. 4, No. 4. Pp. 433–441. (rus). DOI: https://www.doi.org/10.33408/2519-237X.2020.4-4.433. EDN: https://www.elibrary.ru/WBWPTY.

Bityutskaya E.V., Lebedeva N.A., Tsalikova Yu.R. Izmenenie ob"ema kratkovremennoy pamyati pod vliyaniem stressogennogo vozdeystviya u kursantov [Changes in the volume of cadets’ short-term memory under the influence of stress] Russian Psychological Journal, 2020. Vol. 17, No. 1. Pp. 27–43. (rus). DOI: https://www.doi.org/10.21702/rpj.2020.1.3. EDN: https://www.elibrary.ru/DFKWEO.

Tikhonov M.M. Bordak S.S., Lyubivaya E.N., Ryabtsev V.N. Virtual'naya sreda kak sredstvo obucheniya v oblasti zashchity naseleniya i territoriy ot chrezvychaynykh situatsiy [Virtual environment as an instrunent of training in the field population protection from emergencies]. Journal of Civil Protection, 2018. Vol. 2, No. 1. Pp. 101–110. (rus). DOI: https://www.doi.org/10.33408/2519-237X.2018.2-1.101. EDN: https://www.elibrary.ru/YSGWWU.

Ermilov A.V., Mardakhaev L.V., Volenko O.I. Vydelenie professional'no znachimyh kachestv bakalavra tekhnosfernoj bezopasnosti [Professionally Important Qualities of Bachelors in Technosphere Safety]. Russian Psychological Journal, 2020. Vol. 17, No. 2. Pp. 73–81. (rus). DOI: https://www.doi.org/10.21702/rpj.2020.2.5. EDN: https://www.elibrary.ru/STOVIV.

Povzik Ya.S., Klyuss P.P., Matveykin A.M. Pozharnaya taktika [Fire tactics]: textbook for fire-technical schools. Moscow: Stroyizdat, 1990. 335 p. (rus)

Matveykin A.M. Algoritm obucheniya [Learning algorithm]. Pozharnoe delo, 1989. No. 6. Pp. 36–37.

Evgrafov P.M., Evgrafov I.P. Psikhologicheskoe modelirovanie i veroyatnostnoe otsenivanie slozhnykh znaniy v oblasti pozharnoy bezopasnosti [Psychological modeling and probabilistic evaluation of complex knowledge in the field of fire safety]. Fire and Explosion Safety, 2006. – Vol. 15, No. 3. – Pp. 21–29. (rus). EDN: https://www.elibrary.ru/HTVHUF.

Ermilov A.V. Model' formirovaniya professional'no znachimykh kachestv bakalavrov v vuzakh MChS Rossii [Model of Formation of Professionally Significant Qualities of Bachelors in Universities of EMERCOM of Russia]. Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018. Vol. 28, No. 3. Pp. 335–341. EDN: https://www.elibrary.ru/XYKKWD.

Загрузки


Просмотров аннотации: 150
Загрузок PDF: 87

Опубликован

2022-08-12

Как цитировать

Ермилов, А. В., Никишов, С. Н. и Баканов, М. О. (2022) «Адаптация условий учебной деятельности курсантов в соответствии с особенностями профессиональных функций по тушению пожаров», Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, 6(3), сс. 361–371. doi: 10.33408/2519-237X.2022.6-3.361.

Выпуск

Раздел

Подготовка специалистов в области предупреждения и ликвидации ЧС

Категории