Особенности формирования субъектами деятельности оперативных образов в проблемных и экстремальных ситуациях

Авторы

  • Наталия Николаевна Пыжова Академия управления при Президенте Республики Беларусь; 220007, Беларусь, Минск, ул. Московская, 17 https://orcid.org/0009-0002-2140-3039

DOI:

https://doi.org/10.33408/2519-237X.2023.7-4.436

Ключевые слова:

оперативный интеллект, оперативное мышление, оперативные образы, функциональная деформация, проблемные ситуации, экстремальные ситуации

Аннотация

Цель. Выявить особенности и описать механизмы формирования субъектами деятельности оперативных образов при разрешении проблемных и экстремальных ситуаций, проанализировать возможности оценки и развития оперативного интеллекта.

Методы. Для моделирования проблемной ситуации использовался эксперимент. Анализ письменных тестов проводился методом контент-анализа. Для выявления взаимосвязи эффективности действий в эксперименте и показателей оперативного мышления использовались тест на практический интеллект (Хорст Х. Зиверт), оперативные задачи (В.Н. Пушкин, Д.Н. Завалишина).

Результаты. Показано, что оперативный образ складывается по ходу действия как продукт отражения преобразуемого объекта. Он динамичен, подчинен задаче действия, в нем не содержится избыточных признаков. Важным свойством оперативного образа является функциональная деформация признаков объекта, на основании которой из информационного задела отбираются только те признаки, которые способствуют решению задачи. В ситуации информационной неопределенности динамический оперативный образ сразу не формируется, имеет место этап случайного перебора альтернативных вариантов действий, в результате чего состояние управляемого объекта, как правило, ухудшается. Затем происходит уточнение релевантных признаков, структура образа становится адекватной задаче действия, и, наконец, вырабатывается принятая стратегия по разрешению проблемной ситуации. Правильная постановка цели деятельности на начальном этапе включения субъекта в оперативный процесс сокращает количество циклов проб и ошибок. Оперативный интеллект можно оценивать и целенаправленно развивать путем стимулирования нестандартного мышления обучающихся, решения пространственно-комбинаторных оперативных задач, моделирования проблемной ситуации, включая использование потенциала группы в деловых играх.

Область применения исследований. Результаты исследования могут быть применены для оценки компонентов оперативного мышления в различных видах деятельности, связанных с принятием решений в проблемных и экстремальных ситуациях, а также для развития оперативного интеллекта при подготовке специалистов соответствующих профессий.

Биография автора

Наталия Николаевна Пыжова, Академия управления при Президенте Республики Беларусь; 220007, Беларусь, Минск, ул. Московская, 17

кафедра кадровой политики и психологии управления, доцент; кандидат психологических наук, доцент

Библиографические ссылки

Oboznov A.A. Psikhicheskaya regulyatsiya operatorskoy deyatel'nosti: v osobykh usloviyakh rabochey sredy [Mental regulation of operator activity: in special working environment conditions]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2003. 185 p. (rus)

Kudryavtsev T.V. Psikhologiya tekhnicheskogo myshleniya: protsess i sposoby resheniya tekhnicheskikh zadach [Psychology of technical thinking: the process and methods of solving technical problems]. Moscow: Pedagogika, 1975. 304 p. (rus)

Sechenov I.M. Elementy mysli: vpechatleniya i deystvitel'nost'. Issledovanie psikhiki cheloveka i ee svyazi s vneshnim mirom [Elements of thought: impressions and reality. Research of the human psyche and its connection with the outside world]. Moscow: URSS, 2022. – 233 p. (rus)

Oshanin D.A. Kontseptsiya operativnosti otrazheniya v inzhenernoy i obshchey psikhologii [The concept of efficiency of reflection in engineering and general psychology]. In book: Inzhenernaya psikhologiya: teoriya, metodologiya, prakticheskoe primenenie [Engineering psychology: theory, methodology, practical application]: ed. by Lomov B.F. et al. Institute of Psychology of Academy of Sciences of the USSR. Moscow: Nauka, 1977. Pp. 134–149. (rus)

Kremen M.A., Makarevich R.A. Metody aktivnogo obucheniya [Methods of active learning]: tutorial. Minsk: Academy of Management under the President of the Republic of Belarus, 2000. 133 p. (rus)

Kremen M. A. K voprosu opredeleniya ponyatiya «operativnyy intellekt» [On the question of defining the concept of «operational intelligence»]. Adukatsyya i vykhavanne, 2006. No. 8. Pp. 47–49. (rus)

Zavalishina D.N., Lomov B.F., Rubakhin V.F. Urovni i etapy prinyatiya resheniya [Levels and stages of decision-making]. Problemy prinyatiya resheniya [Problems of decision-making]: proc. of Institute of Psychology Academy of Sciences of the USSR: ed. by Anokhin P.K. [et al.]. Moscow, 1976. Pp. 16–32. (rus)

Pushkin V.N. Psikhologiya i kibernetika [Psychology and cybernetics]. Moscow: Pedagogika, 1971. 231 p. (rus)

Sievert Horst. Vash koeffitsient intellekta. Testy [Your IQ. Tests]: translated from German. Moscow: Interexpert, 1998. 143 p. (rus)

Dörner Dietrich. Logika neudachi [Logic of failure]: translated from German. Moscow: AST, 2023. 304 p. (rus)

Rubinstein S.L. Bytie i soznanie [Being and consciousness]. Moscow: AST, 2022. 400 p. (rus)

Загрузки


Просмотров аннотации: 55
Загрузок PDF: 31

Опубликован

2023-11-23

Как цитировать

Пыжова, Н. Н. (2023) «Особенности формирования субъектами деятельности оперативных образов в проблемных и экстремальных ситуациях», Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, 7(4), сс. 436–445. doi: 10.33408/2519-237X.2023.7-4.436.

Выпуск

Раздел

Безопасность в чрезвычайных ситуациях (психологические науки)

Категории