Определение приоритетности профессиональных компетенций будущих специалистов экстремального профиля на основе экспертных оценок обучающихся Университета гражданской защиты
DOI:
https://doi.org/10.33408/2519-237X.2023.7-4.446Ключевые слова:
профессиональные компетенции, будущие специалисты экстремальных профессий, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, пожарная и промышленная безопасность, экспертная оценкаАннотация
Цель. Получение экспертных оценок важности профессиональных компетенций специалистов экстремальных профессий с целью определения приоритетности различных групп профессиональных компетенций, обучающихся факультета предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и факультета техносферной безопасности.
Методы. Исследование приоритетности профессиональных компетенций специалистов экстремальных профессий проведено путем опроса обучающихся с использованием анкеты экспертных оценок, разработанной автором на основании образовательных стандартов 6-05-1033-01 и 6-05-1033-02.
Результаты. Для обучающихся факультета предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций наиболее важными являются две категории профессиональных компетенций, которые относятся к специальным компетенциям оперативно-тактической деятельности: тактико-специальные и эксплуатационно-технические. Данные категории компетенций являются практико-ориентированными, и именно они необходимы для выполнения боевой задачи непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации. Профессиональная деятельность выпускников факультета предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые распределяются на должности начальников дежурных смен, проходит в максимально экстремальных условиях. Высокий уровень выраженности компетенций является необходимым для успешного выполнения специалистами задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для респондентов, обучающихся на ФТБ, одинаково приоритетны все организационно-управленческие, инженерно-эксплуатационные, производственно-технологические и правоприменительные компетенции. Из надзорно-профилактических компетенций наиболее важными являются следующие: анализировать состояние пожарной и промышленной безопасности, разрабатывать предложения, направленные на усиление безопасности, осуществлять планирование пожарно-профилактической и надзорной работы, организовывать обучение правилам пожарной безопасности и разработку соответствующих инструкций.
Область применения исследований. Представленные результаты исследований получены в области профессиональной подготовки специалистов экстремального профиля и могут быть использованы при составлении учебных программ, при распределении учебной нагрузки, планировании времени обучения по различным дисциплинам.
Библиографические ссылки
Zeer E.F., Pavlova A.M. Psikhologiya professional'nogo obrazovaniya: praktikum [Psychology of vocational education: workshop]: tutorial for students of universities. Moscow: Akademiya, 2008. 144 p. (rus)
Korneeva L.N. Professional'naya psikhologiya lichnosti [Professional psychology of personality]. In book: Psikhologicheskoe obespechenie professional'noy deyatel'nosti [Psychological support of professional activity]: ed. by Nikiforov G.S. St. Petersburg State University, 1991. Pp. 61–84. (rus)
Markova A.K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow: Znaniye, 1996, 308 p. (rus)
Zimnyaya I.A. Obshchaya kul'tura i sotsial'no-professional'nye kompetentsii cheloveka [General culture and socio-professional competencies of a person]. Higher education today, 2005. No. 11. Pp. 14–22. (rus). EDN: https://elibrary.ru/SEOKZN.
Bodrov V.A. Psikhologiya professional'noy deyatel'nosti: teoreticheskie i prikladnye problemy [Psychology of professional activity: theoretical and applied problems]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2006. 623 p. (rus)
Ponomarenko V.A. Ekstremal'nost' i problema otnosheniya k professional'noy deyatel'nosti i v professional'noy zhiznedeyatel'nosti [Extreme value and the problem of attitude to the professional activity and in professional vital activity]. The World of Psychology, 2006. No. 4 (48). Pp. 38–46. (rus). EDN: https://elibrary.ru/HYNHGH.
Tatur Yu.G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki spetsialista [Competence in the structure of the quality model of specialist training]. Higher education today, 2004. No. 3. Pp. 20–26. (rus). EDN: https://elibrary.ru/SJOUDP.
Psikhologiya deyatel'nosti v ekstremal'nykh usloviyakh [Psychology of activity in extreme conditions]: textbook for students of higher educational institutions. Ed. by Bleer A.N. Moscow: Akademiya, 2008. 256 p. (rus)
Samonov A.P. Psikhologiya dlya pozharnykh. Psikhologicheskie osnovy podgotovki pozharnykh k deyatel'nosti v ekstremal'nykh usloviyakh [Psychology for firefighters. Psychological foundations of firefighters' preparation for activities in extreme conditions]. Perm: Zvezda, 1999. 599 p. (rus)
Samoukina N.V. Ekstremal'naya psikhologiya [Extreme psychology]. Moscow: EKMOS, 2000. 287 p. (rus)
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Все права защищены (c) 2023 Гермацкая Е.И.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.