Определение приоритетности профессиональных компетенций будущих специалистов экстремального профиля на основе экспертных оценок обучающихся Университета гражданской защиты

Авторы

  • Екатерина Игоревна Гермацкая Государственное учреждение «Республиканский отряд специального назначения «ЗУБР» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь; 220139, Беларусь, Минск, ул. Карвата, 78 https://orcid.org/0000-0001-8977-9273

DOI:

https://doi.org/10.33408/2519-237X.2023.7-4.446

Ключевые слова:

профессиональные компетенции, будущие специалисты экстремальных профессий, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, пожарная и промышленная безопасность, экспертная оценка

Аннотация

Цель. Получение экспертных оценок важности профессиональных компетенций специалистов экстремальных профессий с целью определения приоритетности различных групп профессиональных компетенций, обучающихся факультета предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и факультета техносферной безопасности.

Методы. Исследование приоритетности профессиональных компетенций специалистов экстремальных профессий проведено путем опроса обучающихся с использованием анкеты экспертных оценок, разработанной автором на основании образовательных стандартов 6-05-1033-01 и 6-05-1033-02.

Результаты. Для обучающихся факультета предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций наиболее важными являются две категории профессиональных компетенций, которые относятся к специальным компетенциям оперативно-тактической деятельности: тактико-специальные и эксплуатационно-технические. Данные категории компетенций являются практико-ориентированными, и именно они необходимы для выполнения боевой задачи непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации. Профессиональная деятельность выпускников факультета предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые распределяются на должности начальников дежурных смен, проходит в максимально экстремальных условиях. Высокий уровень выраженности компетенций является необходимым для успешного выполнения специалистами задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для респондентов, обучающихся на ФТБ, одинаково приоритетны все организационно-управленческие, инженерно-эксплуатационные, производственно-технологические и правоприменительные компетенции. Из надзорно-профилактических компетенций наиболее важными являются следующие: анализировать состояние пожарной и промышленной безопасности, разрабатывать предложения, направленные на усиление безопасности, осуществлять планирование пожарно-профилактической и надзорной работы, организовывать обучение правилам пожарной безопасности и разработку соответствующих инструкций.

Область применения исследований. Представленные результаты исследований получены в области профессиональной подготовки специалистов экстремального профиля и могут быть использованы при составлении учебных программ, при распределении учебной нагрузки, планировании времени обучения по различным дисциплинам.

Биография автора

Екатерина Игоревна Гермацкая, Государственное учреждение «Республиканский отряд специального назначения «ЗУБР» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь; 220139, Беларусь, Минск, ул. Карвата, 78

центр кризисной психологической помощи, старший инспектор-психолог

Библиографические ссылки

Zeer E.F., Pavlova A.M. Psikhologiya professional'nogo obrazovaniya: praktikum [Psychology of vocational education: workshop]: tutorial for students of universities. Moscow: Akademiya, 2008. 144 p. (rus)

Korneeva L.N. Professional'naya psikhologiya lichnosti [Professional psychology of personality]. In book: Psikhologicheskoe obespechenie professional'noy deyatel'nosti [Psychological support of professional activity]: ed. by Nikiforov G.S. St. Petersburg State University, 1991. Pp. 61–84. (rus)

Markova A.K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow: Znaniye, 1996, 308 p. (rus)

Zimnyaya I.A. Obshchaya kul'tura i sotsial'no-professional'nye kompetentsii cheloveka [General culture and socio-professional competencies of a person]. Higher education today, 2005. No. 11. Pp. 14–22. (rus). EDN: https://elibrary.ru/SEOKZN.

Bodrov V.A. Psikhologiya professional'noy deyatel'nosti: teoreticheskie i prikladnye problemy [Psychology of professional activity: theoretical and applied problems]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2006. 623 p. (rus)

Ponomarenko V.A. Ekstremal'nost' i problema otnosheniya k professional'noy deyatel'nosti i v professional'noy zhiznedeyatel'nosti [Extreme value and the problem of attitude to the professional activity and in professional vital activity]. The World of Psychology, 2006. No. 4 (48). Pp. 38–46. (rus). EDN: https://elibrary.ru/HYNHGH.

Tatur Yu.G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki spetsialista [Competence in the structure of the quality model of specialist training]. Higher education today, 2004. No. 3. Pp. 20–26. (rus). EDN: https://elibrary.ru/SJOUDP.

Psikhologiya deyatel'nosti v ekstremal'nykh usloviyakh [Psychology of activity in extreme conditions]: textbook for students of higher educational institutions. Ed. by Bleer A.N. Moscow: Akademiya, 2008. 256 p. (rus)

Samonov A.P. Psikhologiya dlya pozharnykh. Psikhologicheskie osnovy podgotovki pozharnykh k deyatel'nosti v ekstremal'nykh usloviyakh [Psychology for firefighters. Psychological foundations of firefighters' preparation for activities in extreme conditions]. Perm: Zvezda, 1999. 599 p. (rus)

Samoukina N.V. Ekstremal'naya psikhologiya [Extreme psychology]. Moscow: EKMOS, 2000. 287 p. (rus)

Загрузки


Просмотров аннотации: 64
Загрузок PDF: 46

Опубликован

2023-11-23

Как цитировать

Гермацкая, Е. И. (2023) «Определение приоритетности профессиональных компетенций будущих специалистов экстремального профиля на основе экспертных оценок обучающихся Университета гражданской защиты», Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, 7(4), сс. 446–457. doi: 10.33408/2519-237X.2023.7-4.446.

Выпуск

Раздел

Безопасность в чрезвычайных ситуациях (психологические науки)

Категории