Профессиональные ориентиры обучающихся как основа формирования кадрового потенциала ФПС ГПС МЧС России

Авторы

  • Мария Александровна Кузнецова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева – КАИ»; 420111, Россия, Республика Татарстан, Казань, ул. К. Маркса, 10 https://orcid.org/0009-0002-4857-4356
  • Сирена Наилевна Зарипова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева – КАИ»; 420111, Россия, Республика Татарстан, Казань, ул. К. Маркса, 10 https://orcid.org/0000-0001-9654-8422

DOI:

https://doi.org/10.33408/2519-237X.2025.9-2.240

Ключевые слова:

профессиональное самоопределение, образовательные траектории, кадровое обеспечение, техносферная безопасность, пожарная безопасность, мотивация выбора профессии, дисперсионный анализ, факторный анализ

Аннотация

Цель. Выявление ключевых факторов профессионального выбора и образовательных предпочтений среди курсантов ведомственных учебных заведений МЧС России и студентов гражданских вузов, обучающихся по направлениям «Техносферная безопасность» и «Пожарная безопасность», для совершенствования системы подготовки кадров для Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (ФПС ГПС) МЧС России.

Методы. Проведено социологическое исследование методом анкетирования с последующей статистической обработкой данных. Для анализа результатов использован факторный анализ с применением метода главных компонент, который позволил выявить скрытые взаимосвязи между различными аспектами профессионального выбора.

Результаты. Установлено отсутствие существенных различий в профессиональных предпочтениях курсантов вузов МЧС России и студентов гражданских вузов, обучающихся по образовательным программам в области техносферной, в том числе пожарной безопасности; выявлены общие для курсантов вузов МЧС России и студентов гражданских вузов факторы, которые влияют на их профессиональный выбор и образовательные траектории. При выборе образовательной организации обучающиеся учитывают географическую доступность, репутацию и качество образовательного процесса, финансовую привлекательность. Особое значение придается практической составляющей обучения. Выявлено противоречие между выраженной профессиональной мотивацией и существующими сдерживающими факторами, среди которых наиболее значимым является уровень оплаты труда.

Область применения исследований. Полученные результаты обладают значительным практическим потенциалом для органов управления МЧС России и образовательных организаций. Основные направления использования включают: проектирование модульных образовательных программ с усиленным практическим компонентом; разработку дифференцированной системы мотивации и стимулирования будущих специалистов; создание сетевых моделей взаимодействия между территориальными подразделениями ФПС и профильными кафедрами вузов; оптимизацию системы профориентационных мероприятий с учетом выявленных мотивационных профилей.

Биографии авторов

Мария Александровна Кузнецова, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева – КАИ»; 420111, Россия, Республика Татарстан, Казань, ул. К. Маркса, 10

кафедра промышленной и экологической безопасности, старший преподаватель

Сирена Наилевна Зарипова, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева – КАИ»; 420111, Россия, Республика Татарстан, Казань, ул. К. Маркса, 10

кафедра промышленной и экологической безопасности, профессор; доктор технических наук, доцент

Библиографические ссылки

Ponurko P.V., Sokolov S.V. Analiz udovletvoreniya potrebnosti sistemy MChS Rossii v vypusknikakh obrazovatel'nykh organizatsiyakh vysshego obrazovaniya MChS Rossii [Analysis of the satisfaction of the needs of the EMERCOM of Russia system for graduates of higher education institutions of the EMERCOM of Russia]. Proc. of All-Russian scientific-practical conf. «Aktual'nye voprosy podgotovki kadrov v oblasti grazhdanskoy oborony, preduprezhdeniya i likvidatsii chrezvychaynykh situatsiy», Khimki, September 23, 2020. Khimki: Academy of Civil Protection of EMERCOM of Russia, 2020. Pp. 89–94. (rus). EDN: https://elibrary.ru/JUXNAO.

Kuznetsova M.A., Zaripova S.N. O modeli podgotovki kadrov dlya gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby [On the training model for the State Fire Service]. Proc. of XXXIV Intern. scientific-practical conf. «Obshchenauchnye problemy inzhenernoy podgotovki kadrov MChS Rossii», Khimki, March 1, 2024. Khimki: Academy of Civil Protection of EMERCOM of Russia, 2024. Pp. 48–54. (rus). EDN: https://elibrary.ru/IABOMD.

Lyz' N.A., Neshchadim I.O. Motivatsiya postupleniya v vuz kak faktor kompetentnostno-orientirovannogo obucheniya [Motivation to enter university as a factor of competence-based education]. Bulletin of the South Ural State University. Series «Education. Pedagogical Sciences», 2018. Vol. 10, No. 1. Pp. 13–19. (rus). DOI: https://doi.org/10.14529/ped180102. EDN: https://elibrary.ru/NRLKCV.

Mogil'chak E.L. Vyborochnyy metod v empiricheskom sotsiologicheskom issledovanii [Sampling method in empirical sociological research]: tutorial. Yekaterinburg: Ural Federal University, 2015. 120 p. (rus).

Загрузки


Просмотров аннотации: 33
Загрузок PDF: 4

Опубликован

2025-05-22

Как цитировать

Кузнецова, М. А. и Зарипова, С. Н. (2025) «Профессиональные ориентиры обучающихся как основа формирования кадрового потенциала ФПС ГПС МЧС России», Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, 9(2), сс. 240–252. doi: 10.33408/2519-237X.2025.9-2.240.