Профессиональные ориентиры обучающихся как основа формирования кадрового потенциала ФПС ГПС МЧС России
DOI:
https://doi.org/10.33408/2519-237X.2025.9-2.240Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, образовательные траектории, кадровое обеспечение, техносферная безопасность, пожарная безопасность, мотивация выбора профессии, дисперсионный анализ, факторный анализАннотация
Цель. Выявление ключевых факторов профессионального выбора и образовательных предпочтений среди курсантов ведомственных учебных заведений МЧС России и студентов гражданских вузов, обучающихся по направлениям «Техносферная безопасность» и «Пожарная безопасность», для совершенствования системы подготовки кадров для Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (ФПС ГПС) МЧС России.
Методы. Проведено социологическое исследование методом анкетирования с последующей статистической обработкой данных. Для анализа результатов использован факторный анализ с применением метода главных компонент, который позволил выявить скрытые взаимосвязи между различными аспектами профессионального выбора.
Результаты. Установлено отсутствие существенных различий в профессиональных предпочтениях курсантов вузов МЧС России и студентов гражданских вузов, обучающихся по образовательным программам в области техносферной, в том числе пожарной безопасности; выявлены общие для курсантов вузов МЧС России и студентов гражданских вузов факторы, которые влияют на их профессиональный выбор и образовательные траектории. При выборе образовательной организации обучающиеся учитывают географическую доступность, репутацию и качество образовательного процесса, финансовую привлекательность. Особое значение придается практической составляющей обучения. Выявлено противоречие между выраженной профессиональной мотивацией и существующими сдерживающими факторами, среди которых наиболее значимым является уровень оплаты труда.
Область применения исследований. Полученные результаты обладают значительным практическим потенциалом для органов управления МЧС России и образовательных организаций. Основные направления использования включают: проектирование модульных образовательных программ с усиленным практическим компонентом; разработку дифференцированной системы мотивации и стимулирования будущих специалистов; создание сетевых моделей взаимодействия между территориальными подразделениями ФПС и профильными кафедрами вузов; оптимизацию системы профориентационных мероприятий с учетом выявленных мотивационных профилей.
Библиографические ссылки
Ponurko P.V., Sokolov S.V. Analiz udovletvoreniya potrebnosti sistemy MChS Rossii v vypusknikakh obrazovatel'nykh organizatsiyakh vysshego obrazovaniya MChS Rossii [Analysis of the satisfaction of the needs of the EMERCOM of Russia system for graduates of higher education institutions of the EMERCOM of Russia]. Proc. of All-Russian scientific-practical conf. «Aktual'nye voprosy podgotovki kadrov v oblasti grazhdanskoy oborony, preduprezhdeniya i likvidatsii chrezvychaynykh situatsiy», Khimki, September 23, 2020. Khimki: Academy of Civil Protection of EMERCOM of Russia, 2020. Pp. 89–94. (rus). EDN: https://elibrary.ru/JUXNAO.
Kuznetsova M.A., Zaripova S.N. O modeli podgotovki kadrov dlya gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby [On the training model for the State Fire Service]. Proc. of XXXIV Intern. scientific-practical conf. «Obshchenauchnye problemy inzhenernoy podgotovki kadrov MChS Rossii», Khimki, March 1, 2024. Khimki: Academy of Civil Protection of EMERCOM of Russia, 2024. Pp. 48–54. (rus). EDN: https://elibrary.ru/IABOMD.
Lyz' N.A., Neshchadim I.O. Motivatsiya postupleniya v vuz kak faktor kompetentnostno-orientirovannogo obucheniya [Motivation to enter university as a factor of competence-based education]. Bulletin of the South Ural State University. Series «Education. Pedagogical Sciences», 2018. Vol. 10, No. 1. Pp. 13–19. (rus). DOI: https://doi.org/10.14529/ped180102. EDN: https://elibrary.ru/NRLKCV.
Mogil'chak E.L. Vyborochnyy metod v empiricheskom sotsiologicheskom issledovanii [Sampling method in empirical sociological research]: tutorial. Yekaterinburg: Ural Federal University, 2015. 120 p. (rus).
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Все права защищены (c) 2025 Кузнецова М.А., Зарипова С.Н.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.