Детско–родительские отношения и формирование представления детей о безопасности в цифровом мире

Авторы

  • Виктор Павлович Шейнов Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы»; 220007, Беларусь, Минск, ул. Московская, 15 https://orcid.org/0000-0002-2191-646X
  • Виктор Александрович Карпиевич Учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет»; 220006, Беларусь, Минск, ул. Свердлова, 13А https://orcid.org/0000-0002-6198-618X

DOI:

https://doi.org/10.33408/2519-237X.2024.8-3.353

Ключевые слова:

безопасность детей, детско-родительские отношения, зависимость от смартфона, зависимость от социальных сетей, поколение

Аннотация

Цель. Выявить взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и формированием представления детей о безопасности в цифровом мире.

Методы. В исследоваии использовались: короткая версия опросника зависимости от смартфона САС-16 (автор В.П. Шейнов), опросник зависимости от социальных сетей ЗСС-15 (авторы В.П. Шейнов, А.С. Девицын), разработанный авторами опросник изучения детско-родительских отношений, анкета представлений о психологической безопасности Н.Е. Харламенковой. Для получения результатов использовались количественный и качественный методы исследования. Основой эмпирического исследования послужили результаты тестирования 1323 респондентов.

Результаты. Показано, что плохие отношения детей с родителями имеют связь с развитием зависимости от смартфонов и социальных сетей. Это негативно сказывается на формировании представлений о безопасности в детском возрасте. Зависимость детей от смартфона имеет связь с плохим отношением с отцами. Для представителей поколения Z выявлена положительная связь между зависимостью от смартфона и тем, как часто их ругали в детстве. Выявлено, что зависимость от социальных сетей напрямую связана с плохим взаимоотношением женщин всех возрастов со своими матерями. Для поколения Х и Z установлена отрицательная взаимосвязь между зависимостью от социальных сетей и хорошими отношениями с их отцами. У молодых людей такие понятия, как «родители» и «отношения с родителями» не ассоциируются с понятием «безопасность».

Область применения исследований. Результаты исследования могут быть использованы специалистами, занимающимися формированием культуры безопасности жизнедеятельности, а также педагогами в разъяснительной работе с родителями по профилактике возникновения зависимости от смартфонов и от социальных сетей, а также по гармонизации детско-родительских взаимоотношений. Этому может способствовать проведение семейных праздников и других мероприятий, направленных на формирование позитивных семейных отношений и на обучение детей цифровой грамотности.

Биографии авторов

Виктор Павлович Шейнов, Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы»; 220007, Беларусь, Минск, ул. Московская, 15

кафедра психологии и педагогического мастерства, профессор; доктор социологических наук, профессор

Виктор Александрович Карпиевич, Учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет»; 220006, Беларусь, Минск, ул. Свердлова, 13А

кафедра философии и права, доцент; кандидат исторических наук, доцент

Библиографические ссылки

Sheinov V.P. Svyazi zavisimosti ot smartfona s sostoyaniyami i svoystvami lichnosti [Relationship of smartphone dependence with personal states and properties]. Journal of the Belarusian State University. Sociology, 2020. Vol. 4. Pp. 120–127. (rus). DOI: https://doi.org/10.33581/2521-6821-2020-4-120-127. EDN: https://elibrary.ru/UDLLVC.

Sheinov V.P., Devitsyn A.S. Lichnostnye svoystva i sostoyanie zdorov'ya u stradayushchikh zavisimost'yu ot smartfona [Personal properties and health state of victims of dependence on the smartphone]. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, 2021. Vol. 6, No. 1 (21). Pp. 171–191. (rus). DOI: https://doi.org/10.38098/ipran.sep.2021.21.1.007. EDN: https://elibrary.ru/VWBFNO.

Cheng Y.-C., Yang T.-A., Lee J.-C. The relationship between smartphone addiction, parent–child relationship, loneliness and self-efficacy among senior high school students in Taiwan. Sustainability, 2021. Vol. 13, No. 16. Article 9475. DOI: https://doi.org/10.3390/su13169475.

Wang Z., Jiang S. Influence of parental neglect on cyberbullying perpetration: Moderated mediation model of smartphone addiction and self‐regulation. Health & Social Care in the Community, 2022. Vol. 30, No. 6. Pp. 2372–2382. DOI: https://doi.org/10.1111/hsc.13787.

Hawi N.S., Samaha M. Relationships among smartphone addiction, anxiety, and family relations. Behaviour & Information Technology, 2017. Vol. 36. No. 10. Pp. 1046–1052. DOI: https://doi.org/10.1080/0144929x.2017.1336254.

Gong J., Zhou Y., Wang Y., Liang Z., Hao J., Su L., Wang T., Du X., Zhou Y., Wang Y. How parental smartphone addiction affects adolescent smartphone addiction: The effect of the parent-child relationship and parental bonding. Journal of Affective Disorders, 2022. Vol. 307. Pp. 271–277. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jad.2022.04.014.

Kim H.-J., Min J.-Y., Min K.-B., Lee T.-J., Yoo S. Relationship among family environment, self-control, friendship quality, and adolescents' smartphone addiction in South Korea: Findings from nationwide data. PLOS ONE, 2018. Vol. 13, No. 2. Article 0190896. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0190896.

Suprapto M.H., Setiasih S., Siaputra I.B. Parent-child relationship and smartphone addiction: The role of self-control and fear of missing out as mediators. Journal of Educational, Health, and Community Psychology, 2024. Vol. 13, No. 1. Pp. 170–200. DOI: https://doi.org/10.12928/jehcp.v13i1.28244.

Song I. The effects of adolescents’ relationships with parents and school/institute teachers as protective factors on smartphone addiction: Comparative analysis of elementary, middle, and high school levels in South Korea. Asian Journal for Public Opinion Research, 2021. Vol. 9, No. 2. Pp. 106–141. DOI: https://doi.org/10.15206/ajpor.2021.9.2.106.

Gao Q., Sun R., Fu E., Jia G., Xiang Y. Parent–child relationship and smartphone use disorder among Chinese adolescents: The mediating role of quality of life and the moderating role of educational level. Addictive Behaviors, 2020. Vol. 101. Article 106065. DOI: https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2019.106065.

Sun R., Gao Q., Xiang Y., Chen T., Liu T., Chen Q. Parent–child relationships and mobile phone addiction tendency among Chinese adolescents: The mediating role of psychological needs satisfaction and the moderating role of peer relationships. Children and Youth Services Review, 2020. Vol. 116. Article 105113. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105113.

Çiçek I., Tanriverdi S., Şanli M.E., Buluş M. Parental attitudes and socio-demographic factors as predictors of smartphone addiction in university students. International Journal of Psychology and Educational Studies, 2021. Vol. 8, No. 2. Pp. 158–169. DOI: https://doi.org/10.52380/ijpes.2021.8.2.430.

Kwak J.Y., Kim J.Y., Yoon Y.W. Effect of parental neglect on smartphone addiction in adolescents in South Korea. Child Abuse & Neglect, 2018. Vol. 77. Pp. 75–84. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chiabu.2017.12.008.

Prensky M. Digital natives, digital immigrants. Part 1. On the Horizon, 2001. Vol. 9, No. 5. Pp. 1–6. DOI: https://doi.org/10.1108/10748120110424816.

Wickord L.C., Quaiser-Pohl C. Psychopathological symptoms and personality traits as predictors of problematic smartphone use in different age groups. Behavioral Sciences, 2022. Vol. 12, No. 2. Article 20. DOI: https://doi.org/10.3390/bs12020020.

D’Arienzo M.C., Boursier V., Griffiths M.D. Addiction to social media and attachment styles: a systematic literature review. International Journal of Mental Health and Addiction, 2019. Vol. 17. Pp. 1094–1118. DOI: https://doi.org/10.1007/s11469-019-00082-5.

White-Gosselin C.-É, Poulin F. Associations between young adults’ social media addiction, relationship quality with parents, and internalizing problems: A path analysis model. Canadian Journal of Behavioural Science/Revue canadienne des sciences du comportement, 2022. Vol. 56(1). Pp. 61–69. DOI: https://doi.org/10.1037/cbs0000326.

Bilgin M., Şahin İ., Togay A. Social media addiction in adolescents and parent-adolescent relationship. Education and Science, 2020. Vol. 45, No. 202. Pp. 263–281. DOI: https://doi.org/10.15390/EB.2020.8202.

Albeladi N., Palmer E. The role of parental mediation in the relationship between Adolescents’ use of social media and family relationships in Saudi Arabia. Journal of Information Technology Management, 2020. Vol. 12, No. 2. Pp. 163–183. DOI: https://doi.org/10.22059/jitm.2020.75799.

Sampasa-Kanyinga H., Goldfield G.G., Kingsbury M., Clayborne Z., Colman I. Social media use and parent–child relationship: A cross‐sectional study of adolescents. Journal of Community Psychology, 2020. Vol. 48, No. 3. Pp. 793–803. DOI: https://doi.org/10.1002/jcop.22293.

Bloemen N., De Coninck D. Social media and fear of missing out in adolescents: The role of family characteristics. Social Media+ Society, 2020. Vol. 6, No. 4. Article 2056305120965517. DOI: https://doi.org/10.1177/2056305120965517.

Martínez-Ferrer B., Romero-Abrio A., Moreno-Ruiz D., Musitu G. Child-to-parent violence and parenting styles: Its relations to problematic use of social networking sites, alexithymia, and attitude towards institutional authority in adolescence. Psychosocial Intervention, 2018. Vol. 27, No. 3. Pp. 163–171. DOI: https://doi.org/10.5093/pi2018a24.

Yue Y., Aibao Z., TingHao T. The interconnections among the intensity of social network use, anxiety, smartphone addiction and the parent-child relationship of adolescents: A moderated mediation effect. Acta Psychologica, 2022. Vol. 231. Article 103796. DOI: https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2022.103796.

Bashir R., Kazmi F., Khan S., Shams S. A quantitative correlational study of parental neglect, conduct problems and social media addiction among adolescents. Palarch’s journal of archaeology of Egypt / Egyptology, 2021. Vol. 18, No. 7. Pp. 2600–2609. Url: https://archives.palarch.nl/index.php/jae/article/view/8552.

Sheinov V.P. Korotkaya versiya oprosnika «Shkala zavisimosti ot smartfona» [Short version of the questionnaire «Scale of dependence on the smartphone»]. [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology, 2021. Vol. 6, No. 1. Pp. 97–115. (rus). DOI: https://doi.org/10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.005. EDN: https://elibrary.ru/NXKRXQ.

Sheinov V.P., Devitsyn A.S. Razrabotka nadezhnogo i validnogo oprosnika zavisimosti ot sotsial'nykh setey [The development of a reliable and valid social media dependence questionnaire]. Systems Psychology and Sociology, 2021. Vol. 2. Pp. 41–55. (rus). DOI: https://doi.org/10.25688/2223-6872.2021.38.2.04. EDN: https://elibrary.ru/HWKGVM.

Kharlamenkova N.E. Predstavlenie o psikhologicheskoy bezopasnosti: vozrastnoy i lichnostnyy komponenty [The concept of psychological safety: age and personality components]. In book: Sovremennaya lichnost': Psikhologicheskie issledovaniya [Modern Personality: Psychological Research]. Ed. by Volovikova M.I., Kharlamenkova N.E. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2012. Pp. 141–160. (rus). EDN: https://elibrary.ru/RELDQD.

Ryzhov B.N. Sistemnaya periodizaciya razvitiya [Systemic periodization of the development]. Systems psychology and sociology, 2012. No. 5. Pp. 5–24. (rus). EDN: https://elibrary.ru/PABYSB.

Nikitochkina Yu.V. Osobennosti upravleniya chelovecheskim kapitalom korporatsii v kontekste teorii pokoleniy [Corporate human capital management in the context of generational theory]. Terra Economicus, 2021. Vol. 19, No. 1. Pp. 138–151. (rus). DOI: https://doi.org/10.18522/2073-6606-2021-19-1-138-151. EDN: https://elibrary.ru/HOCOWS.

Golyakova I.V., Karpievich V.A. Polovozrastnye razlichiya v predstavleniyakh o psikhologicheskoy bezopasnosti [Gender and age differences in representations about psychological safety]. Journal of Civil Protection, 2022. Vol. 6, No. 4. Рр. 460–471. (rus). DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2022.6-4.460. EDN: https://elibrary.ru/GRLDMG.

Загрузки


Просмотров аннотации: 37
Загрузок PDF: 9

Опубликован

2024-08-20

Как цитировать

Шейнов, В. П. и Карпиевич, В. А. (2024) «Детско–родительские отношения и формирование представления детей о безопасности в цифровом мире», Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, 8(3), сс. 353–366. doi: 10.33408/2519-237X.2024.8-3.353.

Выпуск

Раздел

Психологические аспекты предупреждения и ликвидации ЧС

Категории

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)