Теоретические аспекты создания электронных средств обучения безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста

Авторы

  • Карина Викторовна Закалинская Учреждение «Минское городское управление МЧС Республики Беларусь»; 220037, Беларусь, Минск, ул. Козлова, 26-8 https://orcid.org/0009-0008-4335-5254
  • Андрей Валерьевич Суриков Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»; 220118, Беларусь, Минск, ул. Машиностроителей, 25 https://orcid.org/0000-0002-3659-7297
  • Наталья Владимировна Зайнудинова Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»; 220118, Беларусь, Минск, ул. Машиностроителей, 25 https://orcid.org/0000-0003-1848-1562

DOI:

https://doi.org/10.33408/2519-237X.2025.9-2.253

Ключевые слова:

дети младшего школьного возраста, безопасность жизнедеятельности, электронные средства обучения, геймификация

Аннотация

Цель. Изучить теоретические аспекты создания электронных средств обучения для детей младшего школьного возраста, включая психолого-педагогические особенности и отличительные признаки геймификации в образовании, а также влияние электронных устройств на развитие детей данной возрастной группы, и определить основные подходы к проектированию указанного методического обеспечения.

Методы. Общая методология работы предусматривала использование теоретических методов исследования (анализ и синтез) и социологического метода получения информации.

Результаты. Проведен обзор и анализ научных и литературных источников, посвященных психолого-педагогическим особенностям и отличительным признакам геймификации в образовании, а также влиянию электронных устройств на развитие детей младшего школьного возраста. Представлены результаты исследования мнения родителей младших школьников об использовании в жизни их детей электронных устройств. Определены основные подходы к проектированию электронных средств обучения, предназначенных для формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста.

Область применения исследований. Полученные результаты исследований могут быть применены при проектировании и создании электронных средств обучения детей младшего школьного возраста вопросам безопасности жизнедеятельности.

Биографии авторов

Карина Викторовна Закалинская, Учреждение «Минское городское управление МЧС Республики Беларусь»; 220037, Беларусь, Минск, ул. Козлова, 26-8

центр безопасности жизнедеятельности, заместитель начальника центра

Андрей Валерьевич Суриков, Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»; 220118, Беларусь, Минск, ул. Машиностроителей, 25

кафедра организации надзорной и профилактической деятельности, начальник кафедры; кандидат технических наук, доцент

Наталья Владимировна Зайнудинова, Государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»; 220118, Беларусь, Минск, ул. Машиностроителей, 25

отдел планирования, стандартизации и методического обеспечения образовательного процесса, начальник отдела; кандидат технических наук, доцент

Библиографические ссылки

Prozumentik O.V., Naumova M.Yu. Vkhozhdenie «pokoleniya al'fa» v mir (na primere programmy «Est' kontakt! Stroim otnosheniya s mirom») [Entering the “Alpha Generation” into the world (on the example of the programme “Got Contact! Building relationships with the world” programme]. Perm Pedagogical Journal, 2021. No. 12. Pp. 85–90. (rus). EDN: https://elibrary.ru/LGFIGB.

Medvedovskaya N.S. Obuchenie mladshikh shkol'nikov: novye podkhody v usloviyakh pokoleniy Z i Al'fa [Educating young schoolchildren: new approaches in the context of generations Z and Alpha]. Science Bulletin, 2024. Vol. 3, No. 6 (75). Pp. 800–807. (rus).

Mukhametzyanova F.G., Stepanova K.I. Razmyshleniya o novykh pokoleniyakh obuchayushchikhsya i osobennosti pokoleniya Al'fa v global'nom obrazovanii [Reflection on new generation of students and features of the alpha Generation in global education]. Global Economy and Education, 2021. No. 1 (2). Pp. 42–50. (rus). EDN: https://elibrary.ru/LNTHNG.

Vorontsova Yu.A. Teoreticheskaya osnova teorii pokoleniy [Theoretical basis of theory of generations]. Scientific Notes of Orel State University, 2016. No. 3 (72). Pp. 268–273. (rus). EDN: https://elibrary.ru/XCINBR.

Vasil'eva V.A. Teoriya Shtrausa-Khau i drugie pokolencheskie kontseptsii kak osnova dlya analiza fenomena plagiata v studencheskoy srede [The Strauss-Howe theory and other generational concepts as a basis for analyzing the phenomenon of plagiarism among students]. Social and Humanitarian Knowledge, 2023. No. 7. Pp. 13–18. (rus). EDN: https://elibrary.ru/VDUBRP.

Marmysh Yu.V., Klochko I.K. Mirovye pedagogicheskie praktiki i tendentsii v XXI veke [World pedagogical practices and trends in the twenty-first century]. Endless Light in Science, 2022. No. 7-7. Pp. 17–23. (rus). DOI: https://doi.org/10.24412/2709-1201-2022-17-23. EDN: https://elibrary.ru/WALYFQ.

Gusev I.E. Istoricheskie osnovy geymifikatsii: igra, igrovye tekhnologii [Historical foundations of gamification: the game, game technologies]. Problems of Modern Pedagogical Education, 2023. No. 78-1. Pp. 110–112. (rus). EDN: https://elibrary.ru/IQJLJX.

Ryabikina V.M. Pedagogicheskie usloviya ispol'zovaniya tsifrovykh tekhnologiy kak sredstva formirovaniya motivatsii u mladshikh shkol'nikov k uchebnoy deyatel'nosti [Pedagogical conditions for the use of digital technologies as a means of motivating younger schoolchildren to study]. The World of Science, Culture, and Education, 2023. No. 1 (98). Pp. 34–36. (rus). DOI: https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-198-34-36. EDN: https://elibrary.ru/UOCLAC.

Kozina E.F. Geymifikatsiya kak panatseya nachal'nogo ekologicheskogo obrazovaniya [Gamification as a panacea for primary environmental education]. Gumanitarnyy nauchnyy zhurnal, 2019. No. 1. Pp. 51–61. (rus). EDN: https://elibrary.ru/NTOEBA.

Samoylova E.S. Formirovanie informatsionnoy kul'tury mladshego shkol'nika sredstvami igrovykh tekhnologiy v distantsionnom obuchenii [Formation of information culture of junior schoolchildren by means of game technologies in distance learning]. Kazan Pedagogical Journal, 2020. No. 5. Pp. 169–175. (rus). EDN: https://elibrary.ru/ZOZANV.

Dobrioglo L.G., Ustavshchikova V.A. Problemy geymifitsirovannogo obucheniya RKI i metody ikh resheniya [Problems of gamified teaching of Russian as a foreign language and methods of their solution]. Primo aspectu, 2024. No. 3 (59). Pp. 92–96. (rus). DOI: https://doi.org/10.35211/2500-2635-2024-3-59-92-96. EDN: https://elibrary.ru/IAGFHR.

Saytfutdinova K.R. Potentsial obrazovatel'nykh platform dlya razvitiya kreativnosti mladshikh shkol'nikov v dopolnitel'nom obrazovanii [The potential of educational platforms for developing creativity in primary school students through supplementary education]. Era of Science, 2024. No. 40. Pp. 380–384. (rus). DOI: https://doi.org/10.24412/2409-3203-2024-40-380-384. EDN: https://elibrary.ru/ECVZJB.

Kuznetsova A.A., Afinogenova E.V. Geymifikatsiya i storitelling kak instrumenty povysheniya uchebnoy motivatsii mladshikh shkol'nikov na onlayn-zanyatiyakh [Gamification and storytelling as learning motivation tools for younger students in online classes]. Kazan Pedagogical Journal, 2023. No. 1. Pp. 211–218. (rus). DOI: https://doi.org/10.51379/KPJ.2023.158.1.024. EDN: https://elibrary.ru/MTNPDI.

Kolesnikova A.K., Pshenichnaya O.V., Chernova E.V. Geymifikatsiya: ispol'zovanie igrovoy mekhaniki dlya obucheniya shkol'nikov osnovam bezopasnosti v seti Internet [Gamification: the use of game mechanics for teaching schoolchildren the basics of security on the internet]. Scientific and Methodological Electronic Journal «Koncept», 2020. No. 6. Pp. 42–56. (rus). DOI: https://doi.org/10.24411/2304-120X-2020-11044. EDN: https://elibrary.ru/TPKZML.

Yakovleva E.V., Gol'tsova N.V. Igrovye mekhaniki geymifikatsii v proforientatsii i professional'nom samoopredelenii detey raznykh vozrastnykh grupp v sisteme obrazovaniya [Game mechanics of gamification in career guidance and professional self-determination of children from different age groups in the education system]. Cherepovets State University Bulletin, 2022. No. 1 (106). Pp. 188–199. (rus). DOI: https://doi.org/10.23859/1994-0637-2022-1-106-16. EDN: https://elibrary.ru/FKYIAG.

Alekseeva O.V., Aleksandrova N.V., Skvortsova T.P. Vozmozhnosti razvitiya uchebno-poznavatel'noy kompetentnosti mladshikh shkol'nikov v virtual'noy real'nosti [Development of educational and cognitive competence of younger schoolchildren by means of virtual reality]. Pedagogical Review, 2022. Iss. 4 (44). Pp. 16–24. (rus). DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-4-16-24. EDN: https://elibrary.ru/CMWKEK.

Kozlova N.A. Tekhnologiya obrazovatel'nogo kvesta v nachal'nom obrazovanii [The technology of the educational quest in primary education]: study guide. South Ural State Humanitarian Pedagogical University. Chelyabinsk: South Ural Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2020. 54 p. (rus). ISBN 978-5-907284-98-2.

Vodyakha S.A., Vodyakha Yu.E., Minyurova S.A. Osobennosti struktury intellekta mladshikh shkol'nikov, obuchaemykh posredstvom gadzhetov [Features of the intelligence structure of primary schoolchildren trained by means of gadgets]. Pedagogical Education in Russia, 2019. No. 7. Pp. 133–140. (rus). DOI: https://doi.org/10.26170/po19-07-18. EDN: https://elibrary.ru/HSZQWG.

Kurganskiy A.M., Gur'yanova M.P., Khramtsov P.I. Meditsinskie i sotsial'no-pedagogicheskie riski ispol'zovaniya det'mi mladshego shkol'nogo vozrasta tsifrovykh ustroystv: empiricheskoe issledovanie [Medical and socio-pedagogical risks of primary school children using digital devices: an empirical study]. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2023. Vol. 20, No. 3. Pp. 501-525. (rus). DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-501-525. EDN: https://elibrary.ru/BQFWMW.

Osipova A.A., Lysenko N.A., Borodin I.A. Tsifrovizatsiya v nachal'noy shkole: psikhologo-pedagogicheskie problem [Digitalization in elementary school: psychological and pedagogical problems]. Innovative Science: Psychology, Pedagogy, Defectology, 2020. Vol. 3, No. 2. Pp. 125–140. (rus). EDN: https://elibrary.ru/PXXRQT.

Bezrukikh M.M., Luk'yanets G.N., Makarova L.V., Paranicheva T.M., Tyurina E.V., Shibalova M.S., Orlov K.V. Ispol'zovanie elektronnykh ustroystv vo vneurochnoe vremya obuchayushchimisya nachal'noy shkoly [The use of electronic devices outside of school hours by primary school students]. Domestic and Foreign Pedagogy, 2022. Vol. 1, No. 5 (87). Pp. 46–62. (rus). DOI: https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-87-46-62. EDN: https://elibrary.ru/YCWNLZ.

Hutton J.S., Dudley J., Horowitz-Kraus T., DeWitt T., Holland S.K. Associations between screen-based media use and brain white matter integrity in preschool-aged children. JAMA Pediatrics, 2020. Vol. 74, No. 1. Aricle e193869. 10 p. DOI: https://doi.org/10.1001/jamapediatrics.2019.3869.

Matveeva N.V. Vliyanie gadzhetov na razvitie pamyati u mladshikh shkol'nikov [The influence of gadgets on the development of memory in young schoolchildren]. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy, 2021. No. 2 (22). Pp. 54–63. (rus). EDN: https://elibrary.ru/EVHEEH.

Elshanskiy S.P. Metodologicheskie podkhody k razrabotke tekhnologiy povysheniya kognitivnoy effektivnosti obucheniya i snizheniya negativnogo vliyaniya tsifrovizatsii [Methodological approaches to developing technologies in order to improve the cognitive effectiveness of learning and reduce the negative impact of digitalization]. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology, 2021. No. 5. Pp. 98–107. (rus). DOI: https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-5-98-107. EDN: https://elibrary.ru/CRQYNU.

Eliseeva U.Yu., Kareeva A.I., Severova E.A. Izuchenie zavisimosti ot interneta i mobil'nykh ustroystv u shkol'nikov, gendernye i vozrastnye osobennosti [Studying of dependence on the internet and mobile devices at school students, gender and age features]. Smolensk Medical Almanac, 2019. No. 4. Pp. 131–133. (rus). EDN: https://elibrary.ru/XVXWZU.

Kulagina K.A., Shabasheva I.V. Sotsial'no-pedagogicheskaya profilaktika gadzhet-zavisimosti u mladshikh shkol'nikov [Social and pedagogical prevention of gadget addiction among junior schoolchildren]. The Educational Process, 2023. Iss. 1. Pp. 10–15. (rus). EDN: https://elibrary.ru/OKYUZR.

Belousova A.V. Profilaktika gadzhet-zavisimosti u detey. [Prevention of gadget addiction among children]. Proc. of VI Intern. B.I. Livshits Social and Pedagogical Readings «Sotsial'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' v sotsiume: teoriya, praktika, perspektivy »: in 2 parts, Yekaterinburg, November 14, 2014. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2014. Part 2. Pp.67–71. (rus). EDN: https://elibrary.ru/UKUKYZ.

Avdeeva D.V., Sabirova E.G. Rekomendatsii dlya roditeley po razvitiyu detey v epokhu tsifrovizatsii [Recommendations for parents on the development of children in the era of digitalization]. Artium magister, 2022. Vol. 22, No. 1. Pp. 19–22. (rus). EDN: https://elibrary.ru/EKQLNE.

Koshkina I.V., Rutchik A.A. Gadzhety v zhizni detey: sovety roditelyam i uchashchimsya nachal'noy shkoly [Gadgets in children's lives: advice for parents and primary school students]. Vestnik nauki i tvorchestva, 2017. No. 3 (15). Pp. 82–85. (rus). EDN: https://elibrary.ru/YITRER.

Загрузки


Просмотров аннотации: 47
Загрузок PDF: 36

Опубликован

2025-05-22

Как цитировать

Закалинская, К. В., Суриков, А. В. и Зайнудинова, Н. В. (2025) «Теоретические аспекты создания электронных средств обучения безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста», Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси, 9(2), сс. 253–271. doi: 10.33408/2519-237X.2025.9-2.253.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>