Интерактивные технологии в формировании культуры безопасности жизнедеятельности: потенциал социальных площадок МЧС Беларуси
DOI:
https://doi.org/10.33408/2519-237X.2025.9-2.280Ключевые слова:
безопасность, культура безопасности жизнедеятельности, интерактивные технологии, педагогические инновации, цифровая образовательная среда, ценностное воспитание, социальные площадкиАннотация
Цель. Определить дидактический и воспитательный потенциал интерактивных технологий в формировании ценностного отношения к культуре безопасности жизнедеятельности с опорой на деятельность социальных площадок формирования культуры безопасности жизнедеятельности (СП КБЖ) МЧС Республики Беларусь.
Методы. В исследовании использованы сравнительный, системный и историко-генетический методы анализа. Теоретическую основу составляет система принципов теории научного познания, включая научность, системность и объективность. Также применялись элементы педагогического моделирования и контент-анализа интерактивных форм работы.
Результаты. Выполнен комплексный анализ функций СП КБЖ как образовательных и воспитательных платформ, ориентированных на формирование устойчивых моделей безопасного поведения. Проанализированы интерактивные методы обучения, включая виртуальные симуляции, деловые игры, кейс-анализ, сенсорные интерфейсы и цифровые платформы. Выявлена высокая эффективность технологий в формировании когнитивных, практических и ценностных компонентов культуры безопасности. Отдельное внимание уделено педагогическому потенциалу цифровых средств и роли межличностного взаимодействия в образовательной среде. Обоснована необходимость дальнейшей модернизации СП КБЖ с учетом вызовов цифровой эпохи и приоритетов личностно-ориентированного образования.
Область применения исследований. Результаты могут быть использованы при разработке программ обучения населения по вопросам безопасности, в методических рекомендациях для учреждений образования и в рамках подготовки работников МЧС, вовлеченных в деятельность по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.
Библиографические ссылки
Kazakova I.M. Virtual'naya ekskursiya kak perspektivnaya forma muzeynoy prezentatsii [Virtual tour as a promising form of museum presentation]. Magileushchyna: collection of articles on archaeology, history, and local lore of the Mogilev region. Mogilev, 2014. Iss. 12. Pp. 204–205. (rus)
Kibirev A.A., Verevkina T.A. Interaktivnye metody obucheniya: teoriya i praktika [Interactive teaching methods: theory and practice]. Khabarovsk: Khabarovsk Regional Institute for Retraining and Professional Development of Pedagogical Staff, 2003. 117 p. (rus)
Suvorova N.G. Interaktivnoe obuchenie: novye podkhody [Interactive learning: new approaches]. Uchitel', 2000. No. 1. Pp. 25–27. (rus). EDN: https://elibrary.ru/STJTMH.
Yanitskaya P.A. Sintez informatsionnykh tekhnologiy i nauchno-prosvetitel'skoy deyatel'nosti kak odin iz aspektov razvitiya sovremennogo muzeya [Synthesis of information technologies and educational activity as an aspect of museum development]. Proc. of the Republican scientific-practical conf. «Muzeynaya adukatsyya і muzeynaya sprava u Respublіtsy Belarus': stan, tendentsyі, perspektyvy», Minsk, November 24, 2011. Belarusian State University of Culture and Arts. Minsk, 2012. Pp. 135–138. Available at: http://repository.buk.by/jspui/handle/123456789/1168 (accessed: March 10, 2025). (rus)
Nikonova L.E., Pozdeeva T.V. Pedagogicheskie osnovy formirovaniya kultury bezopasnosti u starshikh doshkol'nikov [Pedagogical foundations of forming safety culture in senior preschoolers]. Proc. of the Republican scientific-practical conf. «Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v doshkol'nom obrazovanii: teoriya i praktika», Brest, October 19, 2012. Brest: Brest State A.S. Pushkin University, 2012. Available at: http://elib.bspu.by/handle/doc/23478 (accessed: March 10, 2025). (rus)
Babakov S.A., Gunina L.M., Zaderey A.V., Kalinka S.N., Kleban A.E., Chumila E.A. Propaganda bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Life safety promotion]. Minsk: University of Сivil Protection, 2021. 232 p. (rus)
Gafner V.V. Predposylki vozniknoveniya pedagogiki bezopasnosti [Prerequisites for the emergence of safety pedagogy]. Proc. of All-Russian conf. with international participation «Pedagogika bezopasnosti: nauka i obrazovanie», Yekaterinburg, December 12, 2011. In 2 parts. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2012. Part 1. Pp. 5–12. (rus)
Ayzman R.I., Petrov S.V., Shirshova V.M. Teoreticheskie osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Theoretical foundations of life safety]. Novosibirsk: ARTA, 2011. 208 p. (rus). ISBN 978-5-902700-18-0.
Yesipova A.A., Rebko E.M. Osnovnye strukturnye komponenty kultury bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Main structural components of life safety culture]. Molodoy uchenyy, 2014. No. 18-1. Pp. 36–38. (rus). EDN: https://elibrary.ru/SYARQT.
Bezopasnost' cheloveka [Human safety]: study guide for educational institutions. Ed. by L.I. Shershnev. Moscow: National and International Safety Foundation, 1994. 472 p. (rus)
Chagin D.P. Ispol'zovanie elektronnogo obucheniya s vozmozhnostyami 3D-modelirovaniya v kurse OBZh [Using e-learning means with 3d-simulation facilities in the course of basics of life safety]. Man and Education, 2010. No. 3. Pp. 74–78. (rus). EDN: https://elibrary.ru/NCRVQZ.
Nikolaeva L.S., Lesnykh L.I. Ispol'zovanie netraditsionnykh form zanyatiy [Use of non-traditional forms of classes]. Spetsialist, 1992. No. 2. Pp. 5–6. (rus)
Karpievich V.A., Kulik A.N. Vozmozhnosti ispol'zovaniya interaktivnykh metodov v kompleksnom podkhode k obucheniyu osnovam bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Possibilities of using interactive methods in a comprehensive approach to teaching life safety fundamentals]. Innovatsionnye obrazovatel'nye tekhnologii, 2015. No. 2 (42), Pp. 31–36. (rus). EDN: https://elibrary.ru/XWFKNL.
Guzeev V.V. Osnovy obrazovatel'noy tekhnologii: didakticheskiy instrumentariy [Fundamentals of educational technology: didactic tools]. Moscow: Sentyabr', 2006. 191 p. (rus). EDN: https://elibrary.ru/QVFMYL.
Myasoed T.A. Interaktivnye tekhnologii obucheniya [Interactive learning technologies]. Moscow: VLADOS, 2004. 82 p. (rus)
Stupina S.B. Tekhnologii interaktivnogo obucheniya v shkole [Interactive learning technologies in school]: study guide. Saratov: Nauka, 2009. 52 p. (rus). ISBN 978-5-91272-909-6.
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Все права защищены (c) 2025 Ласута Г.Ф., Богданович А.Б., Щур А.С.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.