Современные технологии иноязычного образования специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности
DOI:
https://doi.org/10.33408/2519-237X.2021.5-2.251Ключевые слова:
технология иноязычного образования, профессионально ориентированное обучение иностранному языку, безопасность жизнедеятельности, дидактическая ценностьАннотация
Цель. Проанализировать существующие подходы к образовательным технологиям с точки зрения их применимости к обучению специалистов иностранным языкам с учетом профессиональной значимости. Отобрать параметры, релевантные для каждой из технологий с учетом лингвистических, методических и андрагогических принципов. Апробировать и описать семь современных технологий обучения иностранному языку, ориентированных на специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Определить дидактическую ценность каждой из технологий.
Методы. Анализ существующих классификаций педагогических технологий, их параметрических характеристик, критериев технологичности. Сравнение описанных технологий с точки зрения их применимости к взрослой аудитории. Апробация семи технологий, разработанных для обучения специалистов практическому использованию иностранного языка в сфере безопасности жизнедеятельности. Обобщение результатов применения технологий, разработанных с учетом профессиональных интересов специалистов в процессе их иноязычного образования.
Результаты. Разработаны и классифицированы по девяти параметрам семь технологий иноязычного образования специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Пять технологий являются преимущественно социальными, т.е. основываются на межличностной коммуникации, и две относятся к информационно-коммуникационным, т.е. реализуются в электронной среде без непосредственного межличностного взаимодействия. Определена дидактическая ценность каждой из технологий, основывающаяся на ее классификационных параметрах, релевантных для конкретных условий применения данной технологии.
Область применения исследований. Каждая из описанных технологий может быть воспроизведена с прогнозируемым результатом в процессе обучения иностранному языку специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Предлагаемая классификация может быть расширена после разработки и апробации других авторских технологий.
Библиографические ссылки
Constructing Knowledge Societies: New Challenges for Tertiary Education – Washington – the World Bank 2002 – XXXI, 204 p. Direction and development. Pp. 7.
Borozdina N.A. Prezentatsii, elektronnye portfolio i blogfolio v inoyazychnom obrazovanii: metodicheskie printsipy i kriterii effektivnosti [Presentations, e-portfolios and blogfolios in foreign language education: methodological principles and performance criteria]. Proc. of the 4th international scientific and practical conference «Innovative technologies for teaching a foreign language at a university and school: the implementation of modern federal state educational standards» (Voronezh, 19–20 February, 2019): in 2 parts. Voronesh State University. Voronezh: Izdatel'skiy dom VGU. 2019. Part 1. Pp. 19–23. (rus)
Selevko G. K. Entsiklopediya obrazovatel'nykh tekhnologiy [Encyclopedia of educational technologies]: in 2 volumes. Moscow: NII shkol'nykh tekhnologiy, 2006. Vol. 1. 816 p. (rus)
Glinskiy A.A., Deyubenko S.V., Zaprudskiy N.I. [et al.] Sovremennye tekhnologii dlya obucheniya vzroslykh [Modern technologies for teaching adults]: educational and methodical manual. State Educational Institution «Academy of Postgraduate Education». Minsk: APO, 2012. 280 p. (rus)
Zmeev S.I. Andragogika: osnovy teorii, istorii i tekhnologii obucheniya vzroslykh [Andragogy: bases of theory, history and technology of instructing the adults]. Moscow: PER SE, 2007. 272 p. (rus)
[Auth]: Peter Clyne. Strasburg: Council of Europe Press, 1994. 68 p.
Aktual'nye voprosy podgotovki k professional'noy inoyazychnoy kommunikatsii [Topical issues of preparation for professional foreign language communication]. Proc. IV Intern. corresp. scientific-practical conf. «Dopolnitel'noe obrazovanie vzroslykh: problemy i perspektivy razvitiya», Minsk, March 23, 2018. University of Сivil Protection. Minsk: UCP, 2018. Pp. 137–176. (rus)
Problemy i perspektivy yazykovoy andragogiki [Problems and perspectives of linguistic andragogy]. Proc. V Intern. corresp. scientific-practical conf. «Dopolnitel'noe obrazovanie vzroslykh: problemy i perspektivy razvitiya», Minsk, February 28, 2019. University of Сivil Protection. Minsk: UCP, 2019. Pp. 164–193. (rus)
Problemy i perspektivy yazykovoy andragogiki [Problems and perspectives of linguistic andragogy]. Proc. VI Intern. corresp. scientific-practical conf. «Dopolnitel'noe obrazovanie vzroslykh: problemy i perspektivy razvitiya», Minsk, February 27, 2020. University of Сivil Protection. Minsk: UCP, 2020. Pp. 187–222. (rus)
Problemy i perspektivy yazykovoy andragogiki [Problems and perspectives of linguistic andragogy]. Proc. VII Intern. corresp. scientific-practical conf. «Dopolnitel'noe obrazovanie vzroslykh: problemy i perspektivy razvitiya», Minsk, February 25, 2021. University of Сivil Protection. Minsk: UCP, 2021. Pp. 91–122. (rus)
De Bono E. Shest' shlyap myshleniya [Six thinking hats]. St. Petersburg: Piter Pablishing, 1997. 256 p. (rus)
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Все права защищены (c) 2021 Ковалева Т.Г., Дементьева Т.Г.CC «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0