К вопросу о психологической готовности спасателей к риску в условиях профессиональной деятельности
DOI:
https://doi.org/10.33408/2519-237X.2022.6-1.143Ключевые слова:
курсант, психологическая готовность, профессиональная деятельность, профессионализация, работник МЧС, риск, рациональностьАннотация
Цель. Определение мотивационно-ценностного отношения к риску работников и обучающихся МЧС Республики Беларусь на различных этапах профессионализации.
Методы. В ходе исследований применялся комплексных подход. Основу исследований составили эмпирические методы, основанные на использовании психодиагностических методов и направленные на диагностику мотивации к риску (методика диагностики склонности к риску Г. Шуберта, методика диагностики личности на мотивацию к успеху и избеганию неудач Т. Элерса, опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25) Т.В. Корниловой). Для обработки данных использовались количественный и качественный методы. Для сопоставления исследуемых по возрастам использовался сравнительный метод.
Результаты. Конкретизирован комплекс мотивационных и ценностных характеристик, влияющих на развитие психологической готовности к риску в профессиональной деятельности. Установлена взаимосвязь между уровнем развития психологической готовности к профессиональной деятельности и уровнем профессионального опыта.
Область применения исследований. Результаты исследований могут быть использованы в системе профессиональной подготовки спасателей, а также учитываться психологами при осуществлении деятельности в боевых подразделениях и Университете гражданской защиты МЧС Беларуси.
Библиографические ссылки
Chumila E.A., Yushkevich T.P. Opredelenie psikhologicheskoy podgotovlennosti obuchayush-chikhsya uchebnykh zavedeniy MChS Respubliki Belarus' [Determination of psychological pre-paredness of the cadets (students) of educational institutions of the Ministry of Emergencies of the Republic of Belarus]. Proc. XIV international scientific and practical conference of cadets (students), graduate students and adjuncts (postgraduates) «Obespechenie bezopasnosti zhiznedejatel'nosti: problemy i perspektivy». In 2 parts. Part 2. Minsk: KII, 2013. Pp. 129–130. (rus)
D'yachenko M.I., Kardybovich L.A. Psikhologicheskie problemy gotovnosti k deyatel'nosti [Psychological problems of readiness for activity]. Minsk: Izd-vo BGU, 1976. 176 p. (rus)
Sizikova N.V. Smyslovoy komponent psikhologicheskoy gotovnosti k sportivnoy deyatel'nosti [Semantic component of psychological readiness for sports activities]: PhD psych. sci. diss. Synopsis: 19.00.01. Khabarovsk, 2008. 24 p. (rus)
Klenova M.A. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya molodezhi i sklonnost' k risku [Socio-psychological adaptation of young people and risk propensity]. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2010. Vol. 10, No. 3. Pp. 79–82. (rus)
Kucheryavenko I.A. Problema psikhologicheskoy gotovnosti k professional'noy deyatel'nosti [The problem of psychological readiness for professional activity]. Molodoy uchenyy. 2011. № 12. Pp. 60–62. (rus)
Chumila E.A., Markach I.I. Povyshenie psikhologicheskoy gotovnosti kursantov Universiteta grazhdanskoy zashchity MChS Belarusi k osobennostyam budushchey professional'noy deyatel'nosti [Increase of psychological readiness of students of the University of Civil Protection of the Ministry of Emergencies of Belarus to the peculiarities of future professional activity]. Proc. II Intern. scientific-practical conf. in absentia «Preduprezhdenie i likvidatsiya chrezvychaynykh situatsiy: metody, tekhnologii, problemy i perspektivy». Svetlaya Roshcha, 2018. Pp. 196–199. (rus)
Petimko A.I. Otnoshenie k risku kak komponent psikhologicheskoy gotovnosti k professional'noy deyatel'nosti sotrudnikov MChS Rossii [Attitude to risk as a component of psychological readiness for professional activity of employees of the Ministry of Emergency Situations of Russia]: PhD psych. sci. diss. Synopsis: 05.26.03. Saint Petersburg, 2010. 23 p. (rus)
Gmurman V.E. Teoriya veroyatnostey i matematicheskaya statistika [Probability theory and mathematical statistics]: tutorial. Mоscоw: Vysshaya shkola, 2003. 479 p. (rus)
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Все права защищены (c) 2022 Чумила Е.А., Булыга Д.М., Маркач И.И., Гурин А.А., Войтехович Д.Р., Медведева Д.В.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.