К вопросу о психологической готовности спасателей к риску в условиях профессиональной деятельности
DOI:
https://doi.org/10.33408/2519-237X.2022.6-1.143Ключевые слова:
курсант, психологическая готовность, профессиональная деятельность, профессионализация, работник МЧС, риск, рациональностьАннотация
Цель. Определение мотивационно-ценностного отношения к риску работников и обучающихся МЧС Республики Беларусь на различных этапах профессионализации.
Методы. В ходе исследований применялся комплексных подход. Основу исследований составили эмпирические методы, основанные на использовании психодиагностических методов и направленные на диагностику мотивации к риску (методика диагностики склонности к риску Г. Шуберта, методика диагностики личности на мотивацию к успеху и избеганию неудач Т. Элерса, опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25) Т.В. Корниловой). Для обработки данных использовались количественный и качественный методы. Для сопоставления исследуемых по возрастам использовался сравнительный метод.
Результаты. Конкретизирован комплекс мотивационных и ценностных характеристик, влияющих на развитие психологической готовности к риску в профессиональной деятельности. Установлена взаимосвязь между уровнем развития психологической готовности к профессиональной деятельности и уровнем профессионального опыта.
Область применения исследований. Результаты исследований могут быть использованы в системе профессиональной подготовки спасателей, а также учитываться психологами при осуществлении деятельности в боевых подразделениях и Университете гражданской защиты МЧС Беларуси.
Библиографические ссылки
Chumila E.A., Yushkevich T.P. Opredelenie psikhologicheskoy podgotovlennosti obuchayush-chikhsya uchebnykh zavedeniy MChS Respubliki Belarus' [Determination of psychological pre-paredness of the cadets (students) of educational institutions of the Ministry of Emergencies of the Republic of Belarus]. Proc. XIV international scientific and practical conference of cadets (students), graduate students and adjuncts (postgraduates) «Obespechenie bezopasnosti zhiznedejatel'nosti: problemy i perspektivy». In 2 parts. Part 2. Minsk: KII, 2013. Pp. 129–130. (rus)
D'yachenko M.I., Kardybovich L.A. Psikhologicheskie problemy gotovnosti k deyatel'nosti [Psychological problems of readiness for activity]. Minsk: Izd-vo BGU, 1976. 176 p. (rus)
Sizikova N.V. Smyslovoy komponent psikhologicheskoy gotovnosti k sportivnoy deyatel'nosti [Semantic component of psychological readiness for sports activities]: PhD psych. sci. diss. Synopsis: 19.00.01. Khabarovsk, 2008. 24 p. (rus)
Klenova M.A. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya molodezhi i sklonnost' k risku [Socio-psychological adaptation of young people and risk propensity]. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2010. Vol. 10, No. 3. Pp. 79–82. (rus)
Kucheryavenko I.A. Problema psikhologicheskoy gotovnosti k professional'noy deyatel'nosti [The problem of psychological readiness for professional activity]. Molodoy uchenyy. 2011. № 12. Pp. 60–62. (rus)
Chumila E.A., Markach I.I. Povyshenie psikhologicheskoy gotovnosti kursantov Universiteta grazhdanskoy zashchity MChS Belarusi k osobennostyam budushchey professional'noy deyatel'nosti [Increase of psychological readiness of students of the University of Civil Protection of the Ministry of Emergencies of Belarus to the peculiarities of future professional activity]. Proc. II Intern. scientific-practical conf. in absentia «Preduprezhdenie i likvidatsiya chrezvychaynykh situatsiy: metody, tekhnologii, problemy i perspektivy». Svetlaya Roshcha, 2018. Pp. 196–199. (rus)
Petimko A.I. Otnoshenie k risku kak komponent psikhologicheskoy gotovnosti k professional'noy deyatel'nosti sotrudnikov MChS Rossii [Attitude to risk as a component of psychological readiness for professional activity of employees of the Ministry of Emergency Situations of Russia]: PhD psych. sci. diss. Synopsis: 05.26.03. Saint Petersburg, 2010. 23 p. (rus)
Gmurman V.E. Teoriya veroyatnostey i matematicheskaya statistika [Probability theory and mathematical statistics]: tutorial. Mоscоw: Vysshaya shkola, 2003. 479 p. (rus)
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Все права защищены (c) 2022 Чумила Е.А., Булыга Д.М., Маркач И.И., Гурин А.А., Войтехович Д.Р., Медведева Д.В.
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by-nc/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.