Развитие критического мышления и творческих способностей специалистов в процессе иноязычного образования
DOI:
https://doi.org/10.33408/2519-237X.2023.7-2.238Ключевые слова:
креативность, коммуникация, профессионально ориентированное обучение, иноязычное общение, педагогические технологии, творческий потенциалАннотация
Цель. Раскрыть практическую значимость креативных качеств личности как фактора конкурентоспособности современного специалиста в области безопасности жизнедеятельности. Показать возможности иноязычного образования в развитии творческих способностей и критического мышления взрослой аудитории. Предложить подходы для развития творческого потенциала специалистов средствами иностранного языка.
Методы. Критический анализ теоретических источников по проблеме креативности, обобщение практического опыта развития творческих качеств и критического мышления средствами иностранного языка.
Результаты. Раскрыт образовательный потенциал и доказана эффективность классических и инновационных техник обучения иностранному языку в развитии творческих способностей и критического мышления специалистов, в частности, методов обучения поисковому чтению, переводу, устной и письменной профессиональной коммуникации, социальных технологий.
Область применения исследований. Образовательное пространство современных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в рамках углубленного высшего и дополнительного образования в областях, связанных с проблемами безопасности жизнедеятельности. Педагогика и андрагогика в высшей школе.
Библиографические ссылки
Nekrasova N.A., Nekrasov S.I. Filosofiya nauki i tekhniki: tematicheskiy slovar'-spravochnik: uchebnoe posobie dlya studentov vsekh spetsial'nostey [Philosophy of science and technics dictionnary reference: teaching manua for students of all specilaities]. Moscow: MIIT, 2009. 424 p. (rus)
Brown S., Vogan K. Igra. Kak ona vliyaet na nashe voobrazhenie, mozg i zdorov'e [Play: How it Shapes the Brain, Opens the Imagination, and Invigorates the Soul]: translated from English T. Mamedova. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2015. 187 p. (rus)
Sternberg R.J. The Nature of Creativity. Creativity Research Journal, 2006. Vol. 18, No. 1. Pp. 87–98. DOI: https://doi.org/10.1207/s15326934crj1801_10.
Florida R. Kreativnyy klass [The Rise of the Creative Class – Revisited]: translated from English N. Yatsyuk. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2016. 373 p. (rus)
Rybalka V.V. Psikhologiya razvitiya tvorcheski odarennoy lichnosti [Phsycology of the development of talented personnality]: scientific and methodological manual. Kiev: Informatsionnye sistemy, 2011. 391 p. (rus)
Kolechenko A.K. Entsiklopediya pedagogicheskikh tekhnologiy [Encyclopedia of educative technologies]: guide for teachers. Saint Petersburg: KARO, 2008. 367 p. (rus)
Rumyantseva I.M. Psikhologiya rechi i lingvopedagogicheskaya psikhologiya: novye tekhnologii obucheniya inostrannym yazykam. Psikholingvistika. Lingvopsikhologiya. Lingvopedagogika. Akmeologiya i ontogenez. Psikhoterapiya v obuchenii. Integrativnyy lingvo-psikhologicheskiy trening [Psychology of speech and linguo-pedagogical psychology: new technologies for teaching foreign languages. Psycholinguistics. Linguistic psychology. Linguistic pedagogy. Acmeology and ontogeny. Psychotherapy in education. Integrative linguo-psychological training]. Moscow: PER SE, Logos, 2004. 320 p. (rus)
Zmeev S.I. Andragogika: osnovy teorii, istorii i tekhnologii obucheniya vzroslykh [Andragogy: bases of theory, history and technology of instructing the adults]. Moscow: PER SE, 2007. 272 p. (rus)
Dement'eva T.G. Innovatsionnye tekhnologii v obuchenii inoyazychnomu obshcheniyu (iz opyta ispol'zovaniya proektnoy tekhnologii) [Innovative technologies in teaching foreign languages (from the experience of using project technology)]. Proc. Intern. scientific-practical conf. «Innovatsii v obuchenii inostrannym yazykam: opyt, problemy, perspektivy», Minsk, December 19–20, 2012: in 2 parts. Minsk: MGLU, 2013. Part 1. Pp. 184–189. (rus)
Kovaleva T.G., Dement'eva T.G. Sovremennye tekhnologii inoyazychnogo obrazovaniya spetsialistov v sfere bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [State-of-the-art technologies of foreign language education of specialists in the sphere of life safety]. Journal of Civil Protection, 2021. Vol. 5, No. 2. Pp. 251–260. (rus). DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2021.5-2.251. EDN: https://elibrary.ru/DOHRVE.
Dement'eva, T.G. Ispol'zovanie tekhnologii dramatizatsii pri obuchenii inostrannomu [Implementation of the technology of dramatization in teaching foreign language]. Zamezhnyya movy, 2016. No. 1. Pp. 34–37. (rus). EDN: https://elibrary.ru/TBYWZC.
Kovaleva, T.G. Tvorcheskie zadaniya kak sredstvo razvitiya kommunikativnoy kompetentsii v sfere professional'nykh interesov obuchayushchikhsya [Creative tasks as a way of development of communicative competence in the sphere of professional interests of students]. Proc. 86th scientific and technical conf. of faculty staff, researchers and graduate students «Obshchestvennye i gumanitarnye nauki», January 31 – February 12, 2022. Minsk: BGTU, 2022. Pp. 181–184. (rus). Url: https://elib.belstu.by/handle/123456789/48418.
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Все права защищены (c) 2023 Ковалева Т.Г., Дементьева Т.Г.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.