Методология разработки обучающего тренажера для подготовки специалистов органов государственного пожарного надзора с применением технологии виртуальной реальности
DOI:
https://doi.org/10.33408/2519-237X.2025.9-2.184Ключевые слова:
компьютерное моделирование, виртуальная реальность, тренажер, надзорная деятельность, пожарная безопасность, промышленная безопасность, обучающие локации, методическое обеспечениеАннотация
Цель. Разработать методологические подходы и методическое обеспечение для создания обучающего тренажера с использованием технологий компьютерного моделирования и виртуальной реальности на примере торгово-развлекательного центра.
Методы. Анализ пожарной опасности торгово-развлекательных центров, причин возникновения пожаров и гибели на них. Обобщение требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов и международных актов в области обеспечения пожарной безопасности, образующих систему противопожарного нормирования и стандартизации, а также требований в области обеспечения промышленной безопасности. Разработка трехмерной виртуальной окружающей среды с использованием программной среды Unreal Engine и объектов для наполнения обучающих локаций. Синтез требований в области обеспечения пожарной и промышленной безопасности, генерируемых показателей, предъявляемых к виртуальным обучающим локациям (объектам) для обеспечения и реализации в тренажере сфер надзора (контроля) контролирующими (надзорными) органами Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Результаты. Методология разработки обучающего тренажера, включающая программные алгоритмы, обучающие локации, их описание, режимы работы и особенности интерактивного взаимодействия со специальными объектами, планировочные схемы здания, обоснование применения параметров конструктивных элементов, перечни возможных нарушений требований в области обеспечения пожарной и промышленной безопасности для обучающих локаций (объектов). Представлены промежуточные результаты разрабатываемой виртуальной окружающей среды тренажера в виде трехмерной модели торгово-развлекательного центра с проектируемыми обучающими локациями в программной среде Unreal Engine.
Область применения исследований. Полученные результаты позволяют обеспечить внедрение технологий компьютерного моделирования, виртуальной реальности и современных интерактивных методик преподавания в образовательный процесс для повышения эффективности образовательного процесса при подготовке специалистов, осуществляющих государственный надзор по направлению пожарной и промышленной безопасности.
Библиографические ссылки
Trushkin D.V., Korol'chenko A.Ya. Analiz prichin gibeli lyudey na pozhare v torgovom tsentre [Analysis of the causes of death in a fire in a shopping center]. Fire and explosion safety, 2007. Vol. 16, No. 2. Pp. 63–66. (rus). EDN: https://elibrary.ru/KNUVPF.
Feofanov A.N., Okhmat A.V., Berdyugin A.V. VR/AR tekhnologii i ikh primenenie v mashinostroenii [VR/AR technologies and their application in mechanical engineering]. Automation and Modeling in Design and Management, 2019. No. 4 (6). Pp. 44–48. (rus). DOI: https://doi.org/10.30987/2658-3488-2019-2019-4-44-48. EDN: https://elibrary.ru/GQBNQC.
Kulakov P.A., Eremin A.S. Osobennosti razrabotki komp'yuternykh obuchayushchikh trenazherov v UNITY 3D [Peculiarities of development of computer training simulators in UNITY 3D]. Izvestiya Tula State University. Technical sciences, 2024. Iss. 1. Pp. 177–181. (rus). DOI: https://doi.org/10.24412/2071-6168-2024-1-177-178. EDN: https://elibrary.ru/ZYZMAG.
Pozharkova I.N. Funktsional'naya model' virtual'nogo trenazhera dlya organizatsii trenirovok po evakuatsii [Functional model of a virtual simulator for organizing evacuation training]. Engineering Journal of Don, 2024. No. 6. 11 p. (rus). EDN: https://elibrary.ru/FHHMOM.
Andrushko D.Yu. Primenenie tekhnologiy virtual'noy i dopolnennoy real'nosti v obrazovatel'nom protsesse: problemy i perspektivy [Application of virtual and augmented reality technology in educational process: issues and perspectives]. Scientific Review. Pedagogical Sciences, 2018. No. 6. Pp. 5–10. (rus). EDN: https://elibrary.ru/YVRGBV.
Palevoda I.I., Ivanitskiy A.G., Mikanovich A.S., Pastukhov S.M., Grachulin A.V., Ryabtsev V.N., Navrotskiy O.D., Likhomanov A.O., Vinyarskiy G.V., Gusarov I.S. Tekhnologii virtual'noy i dopolnennoy real'nosti v obrazovatel'nom protsesse [Vrtual and augmented reality technologies in the educational process]. Journal of Civil Protection, 2022. Vol. 6, No. 1. Pp. 119–142. (rus). DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2022.6-1.119. EDN: https://elibrary.ru/FVSVOO.
Kornilov Yu.V., Popov A.A. VR-tekhnologii v obrazovanii: opyt, obzor instrumentov i perspektivy primeneniya [VR-technologies in education: experience, review of instruments and application prospects]. Innovations in Education, 2018, No. 8, Pp. 117–129. (rus). EDN: https://elibrary.ru/XUKYNN.
Palevoda I.I., Ryabtsev V.N., Likhomanov A.O., Navrotskiy O.D., Grachulin A.V., Gapanyuk D.V., Morozov A.A., Klimovtsov V.M., Vinyarskiy G.V., Shinkorenko K.E., Gusarov I.S., Bobarika I.V. Eksperimental'nyy maket trenazhera s imitatsiey effektov fizicheskikh vozdeystviy v usloviyakh virtual'noy real'nosti dlya podgotovki spasateley-pozharnykh [Experimental model of the simulator with imitation of the effects of physical impacts in virtual reality for the training of firefighters]. Journal of Civil Protection, 2022. Vol. 6, No. 3. Pp. 339–360. (rus). DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2022.6-3.339. EDN: https://elibrary.ru/QOKLBI.
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Все права защищены (c) 2025 Полевода И.И., Короткевич С.Г., Нехань Д.С., Ковтун В.А., Суриков А.В., Рябцев В.Н.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.